Александр Сараев, Первый заместитель генерального директора, Директор по рейтинговой деятельности «Эксперт РА»
Резюме
● В условиях жесткой денежно-кредитной политики по итогам 2024 года новый бизнес в РФ снизился на 7% и составил 3,3 трлн рублей, показав отрицательную динамику в розничных сегментах и стагнацию в корпоративных.
● В 2024 году поддержку лизинговому бизнесу оказали крупные разовые сделки в корпоративных сегментах (железнодорожная техника и недвижимость), без учета которых просадка рынка могла составить до 17%.
● «Эксперт РА» ожидает сокращение объемов лизингового бизнеса в 2025-м на 15–25%, в связи с чем впервые с 2015 года нисходящий тренд на рынке будет наблюдаться два года подряд.
Российский лизинговый рынок по итогам первого полугодия 2024 года в евровом эквиваленте показал снижение на 15% относительно уровня годом ранее. Подобная динамика обусловлена исключительно ослаблением курса рубля (средний курс RUR/EUR за первого полугодия 2024 года составил 97,98 против 83,76 за первого полугодия 2023 года ), поскольку в российской валюте динамика нового бизнеса за указанный период была околонулевой.
Несмотря на снижение объемов лизинга в евровом эквиваленте, Россия сохранила за собой пятое место среди европейских стран по новому бизнесу, увеличив отставание от Италии. В целом, европейский рынок (без учета РФ) по объему лизингового бизнеса увеличился на 5,6% (в частности, выросли топ-3 игрока: Великобритания, Германия и Франция), что в итоге привело к снижению доли России с 8,8% за первое полугодие2023 года до 7,2% за первое полугодие2024 года.
График 1. Россия по итогам первого полугодия 2024 года сохранила свои позиции в лизинговом бизнесе относительно стран Европы

* Расчеты приведены с учетом уточненных данных Leaseurope за первое полугодие 2023 года.
Источник: «Эксперт РА» по данным Leaseurope и анкетирования лизинговых компаний
Под давлением ставок
Российский лизинговый рынок функционировал в 2024 году в условиях жесткой денежно-кредитной политики, высокая ключевая ставка в значительной мере охладила инвестиционную активность предпринимателей. Объем нового бизнеса по итогам 2024 года составил 3,3 трлн рублей, что на 7% ниже уровня аналогичного периода прошлого года.
Основное снижение пришлось на конец года, когда ключевая ставка закрепилась на высоком уровне: если динамика нового бизнеса за 9 месяцев 2024 и 2023 годов составила +6%, то за IV кварталы 2024 и 2023 годов наблюдается сокращение на 36%. Важно отметить, что в прошлом году заключались крупные разовые сделки в корпоративных сегментах (железнодорожная техника и недвижимость), без учета которых новый бизнес показал бы снижение на 17%. Крупные сделки и высокий уровень инфляции обусловили рост среднего чека за 2024 год с 14,1 до 15,2 млн рублей. Количество заключенных сделок в 2024 году снизилось с 484 000 до 453 000 штук (-6%), для сравнения – за кризисный 2022 год падение было на 20%.
График 3. В 2024 году, как и в 2022 году, отмечается падение количества сделок

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Розничные сегменты за 2024 год снизились на 9% преимущественно за счет сокращения объема нового бизнеса с грузовыми автомобилями и строительной техникой. Наибольший спад пришелся на грузовые автомобили (-18%), которые годом ранее показали более чем двукратный прирост нового бизнеса. В связи с неблагоприятной конъюнктурой 2024 года перевозчики не только откладывают обновление автопарков до лучших времен, но и вынуждены досрочно возвращать взятую в лизинг технику в виду роста издержек (лизинговые платежи, покупка запчастей и топлива, сервисное обслуживание).
Лизинг строительной техники показал снижение на 23%, что стало следствием уменьшения деловой активности в строительном секторе. Многие крупные проекты завершились, а новые планируются в ограниченных масштабах в условиях подорожавшего фондирования и роста цен на стройматериалы. Отмена льготной ипотеки и заградительные ставки по кредитам на покупку недвижимости обусловили снижение объема введенного жилья на 2,7%[*].
Небольшую, но положительную динамику в розничных сегментах сохраняют легковые автомобили: +8% относительно более слабого прироста в 2023 году в отличие от грузовых автомобилей. Отложенный спрос на легковые машины в прошлом году реализовывался на фоне ожидания повышения цен из-за новых ставок утилизационного сбора и колебаний курса валют. В целом доля автолизинга в совокупном объеме нового бизнеса впервые за последние годы показала небольшое снижение – с 52 до 51%.
График 4. Розничные сегменты упали на 9%, а корпоративные – стагнируют

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Объем нового бизнеса в корпоративных сегментах за 2024 год снизился всего на 1%. Лизинг авиационного транспорта сократился на 56%, достигнув минимального с 2009 года уровня в 29 млрд рублей по объему нового бизнеса. Вследствие ограниченной научно-технической базы Минпромторг увеличивает сроки и снижает количество планируемого выпуска гражданских воздушных судов в рамках обновленной комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года, что также сдерживает потенциал авиализинга. Сегмент морских и речных судов показал снижение на 59% после более чем двукратного роста годом ранее за счет сделок крупных лизингодателей в рамках государственных программ поддержки.
В 2024 году российские верфи сдали заказчикам 80 гражданских судов, что на 10 единиц меньше, чем в 2023-м[†]. Также в корпоративных сегментах отмечается снижение объема нового бизнеса с недвижимостью (-34%), который преимущественно зависит от крупных разовых сделок компании «Сбербанк Лизинг» (ГК). Без учета крупных сделок «ГТЛК» с железнодорожной техникой и компании «Сбербанк Лизинг» (ГК) с недвижимостью в III квартале 2024 года снижение корпоративных сегментов в целом по году составит порядка 46%[‡].
По итогам 2024 года максимальный объем нового бизнеса сохраняется за ГК «Газпромбанк Лизинг», показавшей снижение на 7%. На второе место поднялась компания «ГТЛК», продемонстрировав максимальный темп роста среди топ-20 компаний (+74%). Третья позиция сохраняется за компанией «ВТБ Лизинг» (ГК), объем нового бизнеса которой уменьшился на 23%. Концентрации лизингового бизнеса на игроках топ-10 снизилась на 1 п. п. и составила 77% нового бизнеса по итогам 2024 года. Крупнейшие банковские «дочки» («Газпромбанк Лизинг» (ГК), «ВТБ Лизинг» (ГК), «Сбербанк Лизинг» (ГК), «Альфа-Лизинг» (ГК)), в структуре нового бизнеса которых занимают значимую долю грузовые автомобили, показали снижение объемов нового бизнеса (-19% совокупно по всем перечисленным). В итоге доля лизинговых компаний, принадлежащих кредитным организациям, за 2024 год снизилась с 64 до 54%.
Таблица. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса по итогам 2024 года
Место по НБ | Наименование компании | ИНН | Кредитный рейтинг «Эксперт РА» на 12.03.25 | НБ за 2024г, млн руб. | Прирост НБ за 2024г к 2023г, % | Новые договоры за 2024г, млн руб. | Лизинговый портфель на 01.01.25, млн руб. | |
01.01.25 | 01.01.24 | |||||||
1 | 1 | Газпромбанк Лизинг (ГК) | 7728294503 | 790 673 | -7% | 1 449 178 | 2 404 795 | |
2 | 5 | Государственная транспортная лизинговая компания | 7720261827 | ruAA- | 354 218 | 74% | 1 219 867 | 2 692 542 |
3 | 3 | ВТБ Лизинг (ГК) | 7709378229 | ruAA | 273 656 | -23% | 561 716 | 1 112 295 |
4 | 2 | Сбербанк Лизинг (ГК) | 7707009586 | 272 530 | -38% | 666 924 | 2 241 555 | |
5 | 4 | Альфа-Лизинг (ГК) | 7728169439 | 241 336 | -21% | 524 114 | 926 634 | |
6 | 6 | ЛК «Европлан» | 9705101614 | ruAA | 199 619 | 0% | н.д. | 445 978 |
7 | 7 | Балтийский лизинг (ГК) | 7826705374 | ruAA- | 148 869 | 3% | 253 277 | 302 094 |
8 | 8 | РЕСО-Лизинг | 7709431786 | ruAA- | 104 639 | 7% | 186 012 | 229 835 |
9 | 9 | Росагролизинг | 7704221591 | ruAA- | 102 131 | 19% | 188 465 | 369 385 |
10 | 12 | Интерлизинг | 7802131219 | ruA | 76 221 | 41% | 123 147 | 139 053 |
11 | 10 | Совкомбанк Лизинг | 7709780434 | ruAA- | 69 814 | 7% | 117 279 | 136 257 |
12 | 13 | ПСБ Лизинг (группа ПСБ) | 7722581759 | 65 106 | 30% | 206 667 | 496 967 | |
13 | 11 | ДельтаЛизинг | 2536247123 | ruA+ | 49 548 | -12% | 76 330 | 132 618 |
14 | 14 | ЛК Эволюция | 9724016636 | ruBBB+ | 39 119 | -12% | н.д. | 67 617 |
15 | 16 | Восток-Лизинг | 1644031715 | 37 786 | 9% | 59 931 | 61 257 | |
16 | 15 | Универсальная лизинговая компания | 2721084628 | 37 008 | -9% | 62 080 | 80 623 | |
17 | — | РСХБ Лизинг | 9703006933 | 28 284 | — | 59 939 | 80 000 | |
18 | 17 | Мэйджор Лизинг | 5024093363 | 26 123 | -17% | 45 559 | 65 153 | |
19 | 19 | КАМАЗ-ЛИЗИНГ (ГК) | 1650130591 | 25 334 | 8% | 50 556 | 89 883 | |
20 | 20 | УралБизнесЛизинг | 1835061171 | ruBB+ | 22 705 | 8% | 43 045 | 59 614 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
В условиях роста стоимости фондирования лизингодатели для снижения финансовой нагрузки на лизингополучателей и удержания клиентской базы идут на изменения договорных условий. Так, средний уровень аванса уменьшился с 14% по итогам первого полугодия 2023 года до 11% за 2024 год. Снижение авансирования, как правило, происходит за счет работы с повторными клиентами. При этом сделок с высокими авансами от новых, непроверенных клиентов стало заключаться на рынке меньше.
Максимальные средние авансы отмечаются по сделкам с легковыми автомобилями, машиностроительным, телекоммуникационным и полиграфическим оборудованием, минимальные – с железнодорожной и сельскохозяйственной техникой, а также с оборудованием для ЖКХ. Помимо авансов наблюдается рост средних сроков договоров: по розничным сегментам за 2024 год – с 35 до 37 месяцев, по корпоративным – с 57 до 59. Увеличение сроков договоров снижает размер ежемесячных платежей, но увеличивает общий объем задолженности на более длинном горизонте.
Прогноз на 2025 год
Агентство в базовом сценарии закладывает смягчение денежно-кредитной политики со второй половины 2025 года, что приведет к постепенному восстановлению деловой активности предпринимателей. Спрос со стороны бизнеса на приобретение новой техники и оборудование продолжат ограничивать высокие ставки, которые значительно снижают рентабельность инвестиций в основной капитал. Ситуацию могут исправить стабилизационные программы поддержки отдельных секторов экономики со стороны государства, которые в настоящее время выделяются в весьма ограниченном объеме. Как следствие, новый бизнес в 2025 году может снизиться на 15–25% относительно уровня 2024 года. Основное сокращение придется на корпоративные сегменты, грузовые автомобили и строительную технику.
График 5. По итогам 2025 года объем нового бизнеса снизится на 15–25%

Источник: оценка и прогноз агентства «Эксперт РА»
Корпоративные сегменты в текущей рыночной ситуации имеют весьма ограниченные возможности для наращивания объемов бизнеса
По ожиданиям рынка в 2025 году производство грузовых вагонов может снизиться на порядка 20% относительно уровня 2024 года. Ситуация осложняется проводимой «РЖД» работой по ограничению допуска вагонов, в т. ч. отгружаемых с заводов, в связи с необходимостью вывода из железнодорожной инфраструктуры вагонов с истекшим сроком службы. Восточный полигон максимально загружен и характеризуется существенным дефицитом провозной способности железной дороги.
Рост сверхнормативных простоев вагонов и разница в стоимости услуг могут обусловить некоторый переток грузовладельцев на автодоставку. Кроме того, «РЖД» на 2025 год сократили финансирование инвестиционных проектов, в т. ч. Восточного полигона более чем на 40%. Падение цен на уголь обусловило снижение его экспорта в 2024 году на 8% относительно 2023 года, нисходящая тенденция продолжится и в 2025 году, если не получится попасть на новые рынки сбыта. На фоне относительно высокого объема лизинга с ж/д техникой прошлого года в 2025 году объем нового бизнеса в сегменте может сократиться на 50%.
Вследствие дефицита самолетов «Росавиация» в 2025 году ожидает снижение пассажиропотока авиакомпаний на 15%. Происшедшие в конце 2024 года инциденты с самолетами Sukhoj Superjet 100 вновь вызвали обсуждение вопроса о надежности указанных лайнеров. В декабре Минпромторг сократил планируемое производство авиационных двигателей для SJ 100, МС-21 и Ту-214, намеченное до 2036 года, до 128 единиц вместо ранее заложенных 197. На фоне ожидаемого снижения производства объем лизинга самолетов может уменьшиться в 2025 году на 14%.
В соответствии с Федеральной программой «Производство судов и судового оборудования» в 2025 году ожидается сдача 105 судов (в 2024 году было выпущено 80 единиц). При этом в качестве предстоящих задач правительство РФ выделяет необходимость повышения уровня технологической независимости судостроительной отрасли (предварительно по итогам 2024 года оценивается в 39%, на 2025 год ожидается +1 п. п.) и доли отечественного комплектующего оборудования (предварительно по итогам 2024 года оценивается в 33%, на 2025 год также ожидается +1 п. п.). С учетом планов правительства РФ и сдерживающих факторов объем лизинга морских и речных судов в 2025 году может быть на уровне 2024 года, показав небольшое снижение (-2%).
Без дополнительной государственной поддержки промышленных предприятий и запуска новых инфраструктурных проектов корпоративные сегменты в 2025 году могут сократиться на 38% относительно 2024 года.
В розничных сегментах ожидается продолжение сжатия объемов лизинга грузовых автомобилей и строительной техники, начавшегося в 2024 году
По прогнозам «Автостата», продажи новых грузовых автомобилей в 2025 году могут сократиться на 6% вследствие роста цен и дефицита поставок отечественных моделей. На фоне высоких процентных ставок проникновение лизинга в продажи новых грузовых автомобилей за 2024 год уменьшилось с 88% до 76% – тенденция продолжится и в 2025 году, что может привести к снижению объемов лизинга с грузовым транспортом на 22% относительно 2024 года.
Легковые автомобили, показавшие небольшой прирост по итогам 2024 года, не смогут в 2025 году удержаться в положительной зоне. По прогнозам «Автостата», продажи новых легковых автомобилей могут уменьшиться на 10%. При этом ожидание повышения утилизационного сбора стимулировало спрос на легковые машины в конце 2024 года, но будет сдерживать объем продаж в 2025 году. Лизинг по возросшим процентным ставкам делает экономику таксопарков нерентабельной, вследствие чего бизнес откладывает обновление парка.
Поддерживаться спрос на легковые автомобили будет в большей степени за счет транспортных служб доставки в результате развития маркетплейсов и электронной торговли, а также каршерингом благодаря его географическому расширению и тенденции к использованию арендованных автомобилей наряду с общественным транспортом. Как и по грузовым, проникновение лизинга в продажи новых легковых автомобилей снижается (за 2024 год – с 18% до 13%), что на фоне ожидаемого уменьшения продаж может привести к сокращению объемов лизинга с легковым транспортом в 2025 году на 12%.
Строительные компании ограничат свою инвестиционную активность: по прогнозам «ДОМ.РФ», девелоперы снизят запуски новых проектов в 2025 году на порядка 30% из-за падения спроса на жилье в условиях возросших цен и заградительных ставок по ипотеке. В дорожном строительстве, достигшем исторического пика объемов работ к 2024 году, ожидается значительный спад на фоне отсутствия новых крупных социально значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов. Финансирование крупных дорожно-строительных проектов, планировавшихся к заключению в 2024 году, перенесено на последующие годы. С учетом сжатия отрасли лизинг дорожно-строительной техники в 2025 году может показать снижение на 25% относительно 2024 года.
По прочим розничным сегментам прирост в 2025 году может составить порядка 3%. Драйверами среди них будут оборудование для нефте- и газодобычи (активно развиваются альтернативные экспортные каналы природных ресурсов), телекоммуникационное оборудование (рост российского рынка телекоммуникаций по ожиданиям его участников может составить 6% в год) и погрузчики /складское оборудование (рост e-commerce обуславливает спрос на современные складские площади).
График 1. Динамика лизингового портфеля

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
График 2. Структура источников финансирования

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
График 3. Структура нового бизнеса по клиентам

* Данные за 2022 и 2023 годы скорректированы на объем бизнеса «ГТЛК»: компании, относящиеся по размеру годовой выручки к субъектам малого бизнеса, приобретали в лизинг дорогостоящую технику, в связи с чем их объем нового бизнеса отнесен к сегменту крупного.
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Таблица 1. Индикаторы развития рынка
Показатели | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб. | 1 310 | 1 500 | 1 410 | 2 280 | 1 980 | 3 590 | 3 341 |
Темпы прироста (период к периоду), % | 19,6 | 14,5 | -6,0 | 61,7 | -13,2 | 81,3 | -6,9 |
Сумма новых договоров лизинга, млрд руб. | 2 100 | 2 550 | 2 040 | 3 370 | 3 209 | 6 830 | 6 865 |
Темпы прироста (период к периоду), % | 29,6 | 21,4 | -20,0 | 65,2 | -4,8 | 112,9 | 0,51 |
Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса, % | 71,2 | 66,0 | 64,9 | 63,2 | 75,4 | 77,6 | 76,7 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. | 1 050 | 910 | 1 060 | 1 595 | 2 029 | 2 370 | 3 177 |
Темпы прироста (период к периоду), % | 20,7 | -13,0 | 16,5 | 50,5 | 27,2 | 16,8 | 34,1 |
Объем профинансированных средств, млрд руб. | 1 300 | 1 250 | 1 330 | 2 130 | 2 212 | 3 870 | 3 495 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. | 4 300 | 4 900 | 5 170 | 6 450 | 6 750 | 9 920 | 13 355 |
Темпы прироста (за период), % | 24,6 | 14,0 | 5,5 | 24,8 | 4,7 | 47,0 | 34,6 |
ВВП России (в текущих ценах по данным Росстата), млрд руб.* | 103 862 | 109 608 | 107 658 | 134 728 | 156 941 | 176 414 | 200 040 |
Доля лизинга (объем нового бизнеса) в ВВП, % | 1,3 | 1,4 | 1,3 | 1,7 | 1,3 | 2,0 | 1,7 |
* Данные ВВП России за предыдущие годы обновлены с учетом уточненных сведений «Росстата».
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Таблица 2. Структура рынка по видам имущества
Вид имущества | Доля в НБ за 2023 г., % | Доля в НБ за 2024 г., % | Динамика сегмента, % | Доля в портфеле на 01.01.25, % |
Грузовой автотранспорт | 33,0 | 29,0 | -18 | 18,7 |
Легковые автомобили | 16,5 | 19,1 | 8 | 9,7 |
Железнодорожная техника | 11,0 | 16,7 | 41 | 29,4 |
Строительная техника | 14,5 | 12,0 | -23 | 7,6 |
Недвижимость | 5,7 | 4,1 | -34 | 11,8 |
Сельскохозяйственная техника | 3,2 | 3,3 | -4 | 2,8 |
Автобусы и троллейбусы | 2,5 | 3,0 | 10 | 2,4 |
Машиностр. и металлообраб. оборудование | 2,1 | 2,2 | -5 | 1,3 |
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки | 0,7 | 1,4 | 97 | 2,3 |
Суда (морские и речные) | 3,0 | 1,3 | -59 | 5,6 |
Погрузчики и складское оборудование | 0,9 | 1,2 | 27 | 0,7 |
Авиационный транспорт | 1,8 | 0,9 | -56 | 3,7 |
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры | 0,4 | 0,5 | 4 | 0,5 |
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов | 0,4 | 0,4 | 0 | 0,3 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование | 0,3 | 0,4 | 42 | 0,2 |
Энергетическое оборудование | 0,3 | 0,3 | -11 | 0,2 |
Деревообрабатывающее оборудование | 0,2 | 0,2 | 7 | 0,1 |
Оборудование для ЖКХ | 0,2 | 0,2 | -27 | 0,1 |
Полиграфическое оборудование | 0,1 | 0,1 | 36 | 0,1 |
Прочее имущество | 3,2 | 3,7 | 10 | 2,5 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний