АналитикаИсследованияОтчетыПубликации

Обзор «рынок лизинга по итогам 2024 года: ставки высоки»

Written by

Александр Сараев, Первый заместитель генерального директора, Директор по рейтинговой деятельности «Эксперт РА»

Резюме

●      В условиях жесткой денежно-кредитной политики по итогам 2024 года новый бизнес в РФ снизился на 7% и составил 3,3 трлн рублей, показав отрицательную динамику в розничных сегментах и стагнацию в корпоративных.

●      В 2024 году поддержку лизинговому бизнесу оказали крупные разовые сделки в корпоративных сегментах (железнодорожная техника и недвижимость), без учета которых просадка рынка могла составить до 17%.

●      «Эксперт РА» ожидает сокращение объемов лизингового бизнеса в 2025-м на 15–25%, в связи с чем впервые с 2015 года нисходящий тренд на рынке будет наблюдаться два года подряд.

Российский лизинговый рынок по итогам первого полугодия 2024 года в евровом эквиваленте показал снижение на 15% относительно уровня годом ранее. Подобная динамика обусловлена исключительно ослаблением курса рубля (средний курс RUR/EUR за первого полугодия 2024 года составил 97,98 против 83,76 за первого полугодия 2023 года ), поскольку в российской валюте динамика нового бизнеса за указанный период была околонулевой.

Несмотря на снижение объемов лизинга в евровом эквиваленте, Россия сохранила за собой пятое место среди европейских стран по новому бизнесу, увеличив отставание от Италии. В целом, европейский рынок (без учета РФ) по объему лизингового бизнеса увеличился на 5,6% (в частности, выросли топ-3 игрока: Великобритания, Германия и Франция), что в итоге привело к снижению доли России с 8,8% за первое полугодие2023 года до 7,2% за первое полугодие2024 года.

График 1. Россия по итогам первого полугодия 2024 года сохранила свои позиции в лизинговом бизнесе относительно стран Европы

* Расчеты приведены с учетом уточненных данных Leaseurope за первое полугодие 2023 года.

Источник: «Эксперт РА» по данным Leaseurope и анкетирования лизинговых компаний

Под давлением ставок

Российский лизинговый рынок функционировал в 2024 году в условиях жесткой денежно-кредитной политики, высокая ключевая ставка в значительной мере охладила инвестиционную активность предпринимателей. Объем нового бизнеса по итогам 2024 года составил 3,3 трлн рублей, что на 7% ниже уровня аналогичного периода прошлого года.

Основное снижение пришлось на конец года, когда ключевая ставка закрепилась на высоком уровне: если динамика нового бизнеса за 9 месяцев 2024 и 2023 годов составила +6%, то за IV кварталы 2024 и 2023 годов наблюдается сокращение на 36%. Важно отметить, что в прошлом году заключались крупные разовые сделки в корпоративных сегментах (железнодорожная техника и недвижимость), без учета которых новый бизнес показал бы снижение на 17%. Крупные сделки и высокий уровень инфляции обусловили рост среднего чека за 2024 год с 14,1 до 15,2 млн рублей. Количество заключенных сделок в 2024 году снизилось с 484 000 до 453 000  штук (-6%), для сравнения – за кризисный 2022 год падение было на 20%.

График 3. В 2024 году, как и в 2022 году, отмечается падение количества сделок

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Розничные сегменты за 2024 год снизились на 9% преимущественно за счет сокращения объема нового бизнеса с грузовыми автомобилями и строительной техникой. Наибольший спад пришелся на грузовые автомобили (-18%), которые годом ранее показали более чем двукратный прирост нового бизнеса. В связи с неблагоприятной конъюнктурой 2024 года перевозчики не только откладывают обновление автопарков до лучших времен, но и вынуждены досрочно возвращать взятую в лизинг технику в виду роста издержек (лизинговые платежи, покупка запчастей и топлива, сервисное обслуживание).

Лизинг строительной техники показал снижение на 23%, что стало следствием уменьшения деловой активности в строительном секторе. Многие крупные проекты завершились, а новые планируются в ограниченных масштабах в условиях подорожавшего фондирования и роста цен на стройматериалы. Отмена льготной ипотеки и заградительные ставки по кредитам на покупку недвижимости обусловили снижение объема введенного жилья на 2,7%[*].

Небольшую, но положительную динамику в розничных сегментах сохраняют легковые автомобили: +8% относительно более слабого прироста в 2023 году в отличие от грузовых автомобилей. Отложенный спрос на легковые машины в прошлом году реализовывался на фоне ожидания повышения цен из-за новых ставок утилизационного сбора и колебаний курса валют. В целом доля автолизинга в совокупном объеме нового бизнеса впервые за последние годы показала небольшое снижение – с 52 до 51%.

График 4. Розничные сегменты упали на 9%, а корпоративные – стагнируют

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Объем нового бизнеса в корпоративных сегментах за 2024 год снизился всего на 1%. Лизинг авиационного транспорта сократился на 56%, достигнув минимального с 2009 года уровня в 29 млрд рублей по объему нового бизнеса. Вследствие ограниченной научно-технической базы Минпромторг увеличивает сроки и снижает количество планируемого выпуска гражданских воздушных судов в рамках обновленной комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года, что также сдерживает потенциал авиализинга. Сегмент морских и речных судов показал снижение на 59% после более чем двукратного роста годом ранее за счет сделок крупных лизингодателей в рамках государственных программ поддержки.

В 2024 году российские верфи сдали заказчикам 80 гражданских судов, что на 10 единиц меньше, чем в 2023-м[†]. Также в корпоративных сегментах отмечается снижение объема нового бизнеса с недвижимостью (-34%), который преимущественно зависит от крупных разовых сделок компании «Сбербанк Лизинг» (ГК). Без учета крупных сделок «ГТЛК» с железнодорожной техникой и компании «Сбербанк Лизинг» (ГК) с недвижимостью в III квартале 2024 года  снижение корпоративных сегментов в целом по году составит порядка 46%[‡].

По итогам 2024 года максимальный объем нового бизнеса сохраняется за ГК «Газпромбанк Лизинг», показавшей снижение на 7%. На второе место поднялась компания «ГТЛК», продемонстрировав максимальный темп роста среди топ-20 компаний (+74%). Третья позиция сохраняется за компанией «ВТБ Лизинг» (ГК), объем нового бизнеса которой уменьшился на 23%. Концентрации лизингового бизнеса на игроках топ-10 снизилась на 1 п. п. и составила 77% нового бизнеса по итогам 2024 года. Крупнейшие банковские «дочки» («Газпромбанк Лизинг» (ГК), «ВТБ Лизинг» (ГК), «Сбербанк Лизинг» (ГК), «Альфа-Лизинг» (ГК)), в структуре нового бизнеса которых занимают значимую долю грузовые автомобили, показали снижение объемов нового бизнеса (-19% совокупно по всем перечисленным). В итоге доля лизинговых компаний, принадлежащих кредитным организациям, за 2024 год снизилась с 64 до 54%.

Таблица. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса по итогам 2024 года

Место по НБНаименование компанииИННКредитный рейтинг «Эксперт РА» на 12.03.25НБ за 2024г, млн руб.Прирост НБ за 2024г к 2023г, %Новые договоры за 2024г, млн руб.Лизинговый портфель на 01.01.25, млн руб.
01.01.2501.01.24
11Газпромбанк Лизинг (ГК)7728294503 790 673-7%1 449 1782 404 795
25Государственная транспортная лизинговая компания7720261827ruAA-354 21874%1 219 8672 692 542
33ВТБ Лизинг (ГК)7709378229ruAA273 656-23%561 7161 112 295
42Сбербанк Лизинг (ГК)7707009586 272 530-38%666 9242 241 555
54Альфа-Лизинг (ГК)7728169439 241 336-21%524 114926 634
66ЛК «Европлан»9705101614ruAA199 6190%н.д.445 978
77Балтийский лизинг (ГК)7826705374ruAA-148 8693%253 277302 094
88РЕСО-Лизинг7709431786ruAA-104 6397%186 012229 835
99Росагролизинг7704221591ruAA-102 13119%188 465369 385
1012Интерлизинг7802131219ruA76 22141%123 147139 053
1110Совкомбанк Лизинг7709780434ruAA-69 8147%117 279136 257
1213ПСБ Лизинг (группа ПСБ)7722581759 65 10630%206 667496 967
1311ДельтаЛизинг2536247123ruA+49 548-12%76 330132 618
1414ЛК Эволюция9724016636ruBBB+39 119-12%н.д.67 617
1516Восток-Лизинг1644031715 37 7869%59 93161 257
1615Универсальная лизинговая компания2721084628 37 008-9%62 08080 623
17РСХБ Лизинг9703006933 28 28459 93980 000
1817Мэйджор Лизинг5024093363 26 123-17%45 55965 153
1919КАМАЗ-ЛИЗИНГ (ГК)1650130591 25 3348%50 55689 883
2020УралБизнесЛизинг1835061171ruBB+22 7058%43 04559 614

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

В условиях роста стоимости фондирования лизингодатели для снижения финансовой нагрузки на лизингополучателей и удержания клиентской базы идут на изменения договорных условий. Так, средний уровень аванса уменьшился с 14% по итогам первого полугодия 2023 года до 11% за 2024 год. Снижение авансирования, как правило, происходит за счет работы с повторными клиентами. При этом сделок с высокими авансами от новых, непроверенных клиентов стало заключаться на рынке меньше.

Максимальные средние авансы отмечаются по сделкам с легковыми автомобилями, машиностроительным, телекоммуникационным и полиграфическим оборудованием, минимальные – с железнодорожной и сельскохозяйственной техникой, а также с оборудованием для ЖКХ. Помимо авансов наблюдается рост средних сроков договоров: по розничным сегментам за 2024 год – с 35 до 37 месяцев, по корпоративным – с 57 до 59. Увеличение сроков договоров снижает размер ежемесячных платежей, но увеличивает общий объем задолженности на более длинном горизонте.

Прогноз на 2025 год

Агентство в базовом сценарии закладывает смягчение денежно-кредитной политики со второй половины 2025 года, что приведет к постепенному восстановлению деловой активности предпринимателей. Спрос со стороны бизнеса на приобретение новой техники и оборудование продолжат ограничивать высокие ставки, которые значительно снижают рентабельность инвестиций в основной капитал. Ситуацию могут исправить стабилизационные программы поддержки отдельных секторов экономики со стороны государства, которые в настоящее время выделяются в весьма ограниченном объеме. Как следствие, новый бизнес в 2025 году может снизиться на 15–25% относительно уровня 2024 года. Основное сокращение придется на корпоративные сегменты, грузовые автомобили и строительную технику.

График 5. По итогам 2025 года объем нового бизнеса снизится на 15–25%

Источник: оценка и прогноз агентства «Эксперт РА»

Корпоративные сегменты в текущей рыночной ситуации имеют весьма ограниченные возможности для наращивания объемов бизнеса

По ожиданиям рынка в 2025 году производство грузовых вагонов может снизиться на порядка 20% относительно уровня 2024 года. Ситуация осложняется проводимой «РЖД» работой по ограничению допуска вагонов, в т. ч. отгружаемых с заводов, в связи с необходимостью вывода из железнодорожной инфраструктуры вагонов с истекшим сроком службы. Восточный полигон максимально загружен и характеризуется существенным дефицитом провозной способности железной дороги.

Рост сверхнормативных простоев вагонов и разница в стоимости услуг могут обусловить некоторый переток грузовладельцев на автодоставку. Кроме того, «РЖД» на 2025 год сократили финансирование инвестиционных проектов, в т. ч. Восточного полигона более чем на 40%. Падение цен на уголь обусловило снижение его экспорта в 2024 году на 8% относительно 2023 года, нисходящая тенденция продолжится и в 2025 году, если не получится попасть на новые рынки сбыта. На фоне относительно высокого объема лизинга с ж/д техникой прошлого года в 2025 году объем нового бизнеса в сегменте может сократиться на 50%.

Вследствие дефицита самолетов «Росавиация» в 2025 году ожидает снижение пассажиропотока авиакомпаний на 15%. Происшедшие в конце 2024 года инциденты с самолетами Sukhoj Superjet 100 вновь вызвали обсуждение вопроса о надежности указанных лайнеров. В декабре Минпромторг сократил планируемое производство авиационных двигателей для SJ 100, МС-21 и Ту-214, намеченное до 2036 года, до 128 единиц вместо ранее заложенных 197. На фоне ожидаемого снижения производства объем лизинга самолетов может уменьшиться в 2025 году на 14%.

В соответствии с Федеральной программой «Производство судов и судового оборудования» в 2025 году ожидается сдача 105 судов (в 2024 году было выпущено 80 единиц). При этом в качестве предстоящих задач правительство РФ выделяет необходимость повышения уровня технологической независимости судостроительной отрасли (предварительно по итогам 2024 года оценивается в 39%, на 2025 год ожидается +1 п. п.) и доли отечественного комплектующего оборудования (предварительно по итогам 2024 года оценивается в 33%, на 2025 год также ожидается +1 п. п.). С учетом планов правительства РФ и сдерживающих факторов объем лизинга морских и речных судов в 2025 году может быть на уровне 2024 года, показав небольшое снижение (-2%).

Без дополнительной государственной поддержки промышленных предприятий и запуска новых инфраструктурных проектов корпоративные сегменты в 2025 году могут сократиться на 38% относительно 2024 года.

В розничных сегментах ожидается продолжение сжатия объемов лизинга грузовых автомобилей и строительной техники, начавшегося в 2024 году

По прогнозам «Автостата», продажи новых грузовых автомобилей в 2025 году могут сократиться на 6% вследствие роста цен и дефицита поставок отечественных моделей. На фоне высоких процентных ставок проникновение лизинга в продажи новых грузовых автомобилей за 2024 год уменьшилось с 88% до 76% – тенденция продолжится и в 2025 году, что может привести к снижению объемов лизинга с грузовым транспортом на 22% относительно 2024 года.

Легковые автомобили, показавшие небольшой прирост по итогам 2024 года, не смогут в 2025 году удержаться в положительной зоне. По прогнозам «Автостата», продажи новых легковых автомобилей могут уменьшиться на 10%. При этом ожидание повышения утилизационного сбора стимулировало спрос на легковые машины в конце 2024 года, но будет сдерживать объем продаж в 2025 году. Лизинг по возросшим процентным ставкам делает экономику таксопарков нерентабельной, вследствие чего бизнес откладывает обновление парка.

Поддерживаться спрос на легковые автомобили будет в большей степени за счет транспортных служб доставки в результате развития маркетплейсов и электронной торговли, а также каршерингом благодаря его географическому расширению и тенденции к использованию арендованных автомобилей наряду с общественным транспортом. Как и по грузовым, проникновение лизинга в продажи новых легковых автомобилей снижается (за 2024 год – с 18% до 13%), что на фоне ожидаемого уменьшения продаж может привести к сокращению объемов лизинга с легковым транспортом в 2025 году на 12%.

Строительные компании ограничат свою инвестиционную активность: по прогнозам «ДОМ.РФ», девелоперы снизят запуски новых проектов в 2025 году на порядка 30% из-за падения спроса на жилье в условиях возросших цен и заградительных ставок по ипотеке. В дорожном строительстве, достигшем исторического пика объемов работ к 2024 году, ожидается значительный спад на фоне отсутствия новых крупных социально значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов. Финансирование крупных дорожно-строительных проектов, планировавшихся к заключению в 2024 году, перенесено на последующие годы. С учетом сжатия отрасли лизинг дорожно-строительной техники в 2025 году может показать снижение на 25% относительно 2024 года.

По прочим розничным сегментам прирост в 2025 году может составить порядка 3%. Драйверами среди них будут оборудование для нефте- и газодобычи (активно развиваются альтернативные экспортные каналы природных ресурсов), телекоммуникационное оборудование (рост российского рынка телекоммуникаций по ожиданиям его участников может составить 6% в год) и погрузчики /складское оборудование (рост e-commerce обуславливает спрос на современные складские площади).

График 1. Динамика лизингового портфеля

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

График 2. Структура источников финансирования

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

График 3. Структура нового бизнеса по клиентам

* Данные за 2022 и 2023 годы скорректированы на объем бизнеса «ГТЛК»: компании, относящиеся по размеру годовой выручки к субъектам малого бизнеса, приобретали в лизинг дорогостоящую технику, в связи с чем их объем нового бизнеса отнесен к сегменту крупного.

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Таблица 1. Индикаторы развития рынка

Показатели2018201920202021202220232024
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб.1 3101 5001 4102 2801 9803 5903 341
Темпы прироста (период к периоду), %19,614,5-6,061,7-13,281,3-6,9
Сумма новых договоров лизинга, млрд руб.2 1002 5502 0403 3703 2096 8306 865
Темпы прироста (период к периоду), %29,621,4-20,065,2-4,8112,90,51
Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса, %71,266,064,963,275,477,676,7
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.1 0509101 0601 5952 0292 3703 177
Темпы прироста (период к периоду), %20,7-13,016,550,527,216,834,1
Объем профинансированных средств, млрд руб.1 3001 2501 3302 1302 2123 8703 495
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб.4 3004 9005 1706 4506 7509 92013 355
Темпы прироста (за период), %24,614,05,524,84,747,034,6
ВВП России (в текущих ценах по данным Росстата), млрд руб.*103 862109 608107 658134 728156 941176 414200 040
Доля лизинга (объем нового бизнеса) в ВВП, %1,31,41,31,71,32,01,7

* Данные ВВП России за предыдущие годы обновлены с учетом уточненных сведений «Росстата».

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Таблица 2. Структура рынка по видам имущества

Вид имуществаДоля в НБ за 2023 г., %Доля в НБ за 2024 г., %Динамика сегмента, %Доля в портфеле на 01.01.25, %
Грузовой автотранспорт33,029,0-1818,7
Легковые автомобили16,519,189,7
Железнодорожная техника11,016,74129,4
Строительная техника14,512,0-237,6
Недвижимость5,74,1-3411,8
Сельскохозяйственная техника3,23,3-42,8
Автобусы и троллейбусы2,53,0102,4
Машиностр. и металлообраб. оборудование2,12,2-51,3
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки0,71,4972,3
Суда (морские и речные)3,01,3-595,6
Погрузчики и складское оборудование0,91,2270,7
Авиационный транспорт1,80,9-563,7
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры0,40,540,5
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов0,40,400,3
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование0,30,4420,2
Энергетическое оборудование0,30,3-110,2
Деревообрабатывающее оборудование0,20,270,1
Оборудование для ЖКХ0,20,2-270,1
Полиграфическое оборудование0,10,1360,1
Прочее имущество3,23,7102,5

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний