АналитикаИсследованияОтчетыПубликации

Лизинг в Европе в 2023 году: ключевые тенденции

Written by

Рафаэль Аларкон Абети,
Старший директор по финансовым услугам
и устойчивому развитию
Европейской Федерации ассоциаций
лизинговых компаний Leaseurope

2023 год стал сложным периодом для стран Европейского Союза на фоне высокой неопределенности, инфляции и ужесточения денежно-кредитной политики. Хотя стагнация экономики ЕС в 2023 году сохранила слабую динамику и в 2024 году, ожидается умеренный рост корпоративных инвестиций, направленных на обновление оборудования и оптимизацию производственных процессов. В этих условиях европейские лизинговые компании должны использовать свои сильные стороны, чтобы поддерживать предприятия всех размеров в технологической адаптации. 

Согласно Индексу Leaseurope за 2023 год  (ежеквартальному опросу лизинговых компаний), отрасль продемонстрировала неоднозначные результаты. Несмотря на снижение ключевых финансовых показателей (операционные доходы, прибыль до налогообложения, операционные расходы), европейские лизингодатели смогли увеличить объемы нового бизнеса и портфель активов. 

Объем лизинговых сделок, совершаемых среди компаний-членов ассоциаций Leaseurope, участвовавших в Ежегодном опросе 2023 года, вырос на 10,8% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 448 млрд евро. Количество новых лизинговых контрактов увеличилось на 7,7%. К концу 2023 года портфель лизинговых активов в Европе составил 976 млрд евро, что на 4,3 млрд евро больше, чем годом ранее. 

Большинство национальных лизинговых рынков показали положительные результаты: более половины стран зафиксировали двузначный рост в 2023 году. Германия, страны Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) и страны Бенилюкса, Австрия и Швейцария продемонстрировали сильный рост с увеличением объемов новых лизинговых сделок более чем на 15%. В то же время показатели скандинавских и прибалтийских стран остались на прежнем уровне. 

Автомобильный лизинг лидировал на большинстве рынков с двузначными темпами роста. Однако в странах Скандинавии и Прибалтики, а также в Великобритании рост лизинга транспортных средств был более скромным, составив 1,1% и 3,0% соответственно. 

Автомобильные активы (легковые и коммерческие автомобили) остались наиболее востребованными в новом бизнесе, составив 73% от общего объема (331 млрд евро в 2023 году). Этот сегмент также показал наибольший рост в 14,5%. 

Среди других категорий оборудования в 2023 году наблюдались в основном положительные тенденции. Почти все классы активов способствовали общему росту нового лизингового бизнеса, за исключением IT-оборудования и недвижимости. Объем лизинга IT-оборудования сократился на 6,6%, а недвижимости — на 14,2%. В то же время машины и промышленное оборудование показали умеренный рост на 2,2%, составив 17% (65 млрд евро) от общего объема нового лизинга оборудования. 

В 2023 году европейские лизинговые компании зафиксировали значительный рост лизинга аккумуляторных электромобилей (BEV) в размере 46,4%. По данным ACEA, продажи новых электромобилей в ЕС, ЕАСТ и Великобритании выросли на 28,2%. Впервые с 2019 года продажи автомобилей в странах ЕС увеличились, при этом доля BEV на рынке почти утроилась, достигнув 14,6% в 2023 году. После спада с 2020 года в отрасли наметился позитивный тренд: в 2023 году новые регистрации автомобилей в ЕС выросли на 13,9%. 

Лизинг компьютеров и офисной техники сократился на 6,6%. Германия показала резкий рост лизинга крупных активов (судов, самолетов и т. д.) — на 291%. В то же время лизинг прочего оборудования увеличился на 4,5%. Лизинг оборудования для возобновляемой энергетики и велосипедов продолжил расти — на 20,9% и 29,7% соответственно. 

Как и в предыдущие годы, три четверти нового лизингового бизнеса пришлись на частный сектор: 30% — на крупные корпорации, 70% — на МСП. Остальные 21% объема нового лизинга пришлись на физических лиц, 3% — на государственные организации и 1% — на другие типы клиентов.

Лизинг недвижимости составил 3% общего объема нового бизнеса Leaseurope. В 2023 году рынок сократился на 14,2% (до 12 млрд евро), за исключением сегмента отелей и досуга, который вырос на 4,9%. Стоимость невыполненных обязательств снизилась на 5,5%, а количество новых контрактов упало на 18,9%. Среди новых сделок промышленные здания остались крупнейшим сегментом (43% общего объема лизинга недвижимости), несмотря на снижение на 8,4%. Торговые точки и офисные здания показали значительное сокращение — более чем на 20% по сравнению с 2022 годом. 

Анализ данных за последние десять лет показывает, что спрос на лизинг в Европе рос по мере увеличения инвестиционной активности. В период с 2013 по 2023 год объем лизинга оборудования увеличивался в среднем на 6,0% в год (CAGR), что превышает общий рост инвестиций в оборудование в Европе (4,8% CAGR). 

Уровень проникновения лизинга в 2023 году (доля инвестиций в оборудование, финансируемых через лизинг) составил 28%, увеличившись на 2 процентных пункта по сравнению с 26% в 2022 году. Планы корпоративных инвестиций на 2024 год предполагали замедление роста по всем типам активов. Наибольшее снижение ожидается в инвестициях в категорию «Машины и оборудование», где показатели упали более чем вдвое по сравнению с предыдущими периодами. 

О Leaseurope 


Leaseurope объединяет 44 национальные ассоциации, представляющие лизинговую отрасль и рынок краткосрочной аренды автомобилей в 32 европейских странах. В 2023 году эти ассоциации представляли около 1 000 лизинговых компаний и более 600 компаний по краткосрочной аренде. 

Продуктовый спектр членов Leaseurope включает в себя: 

—    Финансовый лизинг и рассрочку;

— Операционный лизинг всех категорий активов (автомобили, оборудование, недвижимость);

—    Краткосрочную аренду легковых и грузовых автомобилей.

По различным оценкам, Leaseurope охватывает 91% европейского лизингового рынка. В 2023 году компании, представленные через его ассоциации, заключили новые лизинговые сделки на сумму 448 млрд евро.